Абрамцево

Имение Абрамцево называют самым сказочным местом из всех российских музеев-заповедников, а еще «местом силы» русских художников и малой родиной русского модерна. 
 

Случилось это благодаря усилиям и обаянию Саввы и Елизаветы Мамонтовых. «Вдохновляющий деспотизм» Мамонтова и живое человеческое участие его жены сделали Абрамцево неотразимо привлекательным для гостей.

 

Савва Мамонтов, успешный промышленник и страстный покровитель искусств, которого называли Саввой Великолепным и Московским Медичи, не только помогал всем, кого находил талантливым, но и буквально фонтанировал новыми идеями, заражал всех своим энтузиазмом. Его жена Елизавета Григорьевна, из купеческого рода Сапожниковых, славилась добрым и ровным характером и тонким художественным вкусом. 

С 1843-го года Абрамцево принадлежало писателю-славянофилу Сергею Тимофеевичу Аксакову. Он называл эти места раем земным и даже посвятил любимому имению стихотворение.

Вот, наконец, за все терпенье
Судьба вознаградила нас:
Мы, наконец, нашли именье
По вкусу нашему, как раз.
Прекрасно местоположенье,
Гора над быстрою рекой,
Заслонено от глаз селенье
Зеленой рощею густой.
Там есть и парк, и пропасть тени,
И всякой множество воды;
Там пруд — не лужа по колени,
И дом годится хоть куды.

Здешняя сказочно-былинная природа навеяла Аксакову русскую версию сказки о красавице и чудовище — «Аленький цветочек», а подолгу гостивший в Абрамцеве Гоголь именно тут читал вслух второй, впоследствии сожжённый том «Мёртвых душ».

Потом сказочная усадьба опустела. Почти 10 лет после смерти Аксакова она простояла заколоченной, пока в 1870 году её не купила молодая чета — Савва Иванович и Елизавета Григорьевна Мамонтовы. 

С Мамонтовых началась в Абрамцеве «новая эра»: туда приезжали гостить и работать Репин и Васнецов, Антокольский и Суриков, Поленов и Нестеров, Серов и Коровин, Врубель и Шаляпин и многие-многие другие известные личности. Впоследствии это объединение назовут «Абрамцевский художественный кружок».

Конечно, гостей привлекала природа Абрамцева — чрезвычайно живописная, с озёрами, речкой Ворей, фруктовым садом и регулярным парком. Москва к тому же — недалеко, а если ехать от Абрамцева в обратную сторону, на таком же примерно расстоянии — Сергиев Посад с его атмосферой русской старины. Да и в самом Абрамцеве эта атмосфера поддерживалась постройками в псевдорусском стиле архитекторов Ивана Ропета и Виктора Гартмана. Баня-теремок в Абрамцеве построена по проекту архитектора Ивана Ропета (настоящая его фамилия — Петров, Ропет — псевдоним-анаграмма). Подобный стиль, называемый псевдорусским или ропетовским, популярный в 70-е годы XIX ст., повлиял на становление русского модерна.

Когда Мамонтовы только купили имение, у них было двое сыновей — Сергей и Андрей, а Елизавета Григорьевна ждала появления на свет третьего — Всеволода. Мамонтовы называли детей с умыслом: первые буквы их имён должны были составить имя «Савва». После рождения третьего сына Елизавета Григорьевна пообещала мужу: «САВ у нас уже есть — а ВА будут девочками». Именно так и вышло: у Мамонтовых родилось еще две дочки — Вера и Александра.

Савва Мамонтов увлекался живописью, музыкой, скульптурой. В его имении подолгу жили и работали известные художники того времени. Образовалось неформальное объединение — Абрамцевский, или Мамонтовский, кружок. Усадьбу и ее хозяев живописцы запечатлели на многих известных полотнах.

Для портрета «Девочка с персиками» Валентину Серову позировала дочь Мамонтова — Вера. Михаил Нестеров изобразил на картине «Видение отроку Варфоломею» берег реки Вори, которая течет недалеко от Абрамцево. А расположенный на территории усадьбы пруд можно увидеть на картине Виктора Васнецова «Аленушка». 

Михаил Врубель проводил в Абрамцево больше времени, чем другие художники Абрамцевского кружка. Он заведовал майоликовой мастерской Мамонтова, выполнял заказы хозяина усадьбы, создавал декорации для постановок «Частной оперы Мамонтова». Здесь он познакомился со своей будущей женой — певицей Надеждой Забелой, которая в то время выступала в мамонтовской опере. Художник придумал для нее эскиз костюма Царевны Лебеди из «Сказки о царе Салтане». А затем написал знаменитую картину, для которой позировала Забела.

В Абрамцево сохранилась изразцовая скамья, изготовленная по эскизам Михаила Врубеля, — редкий образец из майоликовой мастерской. Ее установили в 1915 году на участке приусадебного парка, который называется «Таньонов нос». Часть изразцов со временем была утрачена, но в конце 1960-х годов скамью отреставрировали и окружили защитной стеклянной витриной, чтобы уберечь от разрушения.

В 1882 году Илья Репин и Василий Поленов нашли в соседней с Абрамцево деревне Репихово резную подкарнизную доску. На ней в окружении волнистых побегов были изображены декоративные розетки, цветы и ягоды. Мягкие изящные линии и простая техника вдохновили художников на создание нового вида деревянной резьбы. Ее стали называть абрамцево-кудринской или попросту кудринкой. Вскоре рядом с имением появилась столярно-резчицкая мастерская. В 1936 году абрамцевские мастера оформили вход на выставку народного искусства в Третьяковской галерее, а в 1937-м на Международной выставке в Париже была представлена целая коллекция деревянных изделий, украшенных кудринской резьбой.

Виктор Васнецов во время пребывания в Абрамцево не только писал картины на сказочные сюжеты, но и спроектировал для детей Саввы Мамонтова необычную парковую беседку — настоящий домик Бабы-яги. Ее поставили в парке в 1883 году. Бревенчатый сруб избушки установлен на небольших сосновых пнях, напоминающих подклеты традиционных северных изб. Фронтоны украшены резными совами и летучими мышами — такие изображения были характерны для народных сказок. Конек крыши увенчан головой лошади: подобное украшение часто встречается и на картинах Васнецова.

Идея строительства церкви в Абрамцево принадлежала жене Саввы Мамонтова — Елизавете. Первоначальный проект будущего храма разработал Василий Поленов: его вдохновила архитектура храма Спаса-на-Нередице, построенного в XII веке. Однако поленовский проект показался Мамонтовым тяжеловесным, и работу над чертежами продолжил Виктор Васнецов. Он изменил пропорции здания и поменял местами северный и южный фасады — так церковь становилась светлее и изящнее.

Строительство церкви началось в мае 1881 года. Савва Мамонтов лично занимался резьбой по камню, Михаил Врубель изготавливал изразцы для церковного камина, Василий Поленов делал эскизы внутреннего убранства и писал икону «Благовещение». Иконостас сделали двухъярусным, как было принято в древнерусских церквях. Образ Спаса Нерукотворного написал Илья Репин, иконы Сергия Радонежского и Богоматери создал Виктор Васнецов. По его же эскизам был выполнен мозаичный пол с растительными орнаментами.

 

Использованы материалы: 
www.artchive.ru
www.culture.ru