«Девочка с персиками»

 

Персики, изображенные на картине Серова, были выращены в зимнем саду усадьбы Абрамцево, принадлежащей Мамонтовым, а сами фруктовые деревья были приобретены в поместьях Жилкино и Артемово у специалиста, который впоследствии за ними и ухаживал.

 

Полотно появилось в результате дружеских отношений Валентина Александровича Серова и четы Мамонтовых. Действие происходит в имении помещика. То, что творится за окном, скрыто от глаз наблюдателя, однако можно интуитивно догадаться, что за ним находятся аккуратные дорожки, посыпанные песком, красивые парковые аллеи и прочие элементы, присущие старинной русской усадьбе. За столом, который изображен на картине, зачастую собиралась шумная компания, состоящая из членов семьи и многочисленных гостей. Находился он в столовой Мамонтовых в комнате анфиладного типа. 

Веруша (или Вера Саввишна Мамонтова) была любимицей всех обитателей дома, и в ней присутствовал «незримый папин огонек», который и постарался максимально отчетливо передать молодой художник. Идея написать портрет юной Веры Мамонтовой возникла у Серова тогда, когда она забежала в дом, запыхавшись от веселых уличных игр и схватила персик. Валентин Александрович был настолько впечатлен ее жизнерадостностью, открытостью и позитивным внешним видом, что предложил одиннадцатилетней девочке стать его моделью.

«Девочку с персиками» Серов написал, когда ему еще не исполнилось 22 года, а четверть века спустя, после смерти гениального художника, Грабарь издал монографический труд о нем, заявив, что и сам мастер до конца не осознавал огромной значимости своей работы не только для современников, но и для всех последующих поколений. По мнению Грабаря, этому этюду удалось стать одним из наиболее значимых произведений искусства, которое отметило целый пласт великой культуры России. «Девочка с персиками» является одной из первых серьезных работ художника, ставшей его «счастливым билетом» в дальнейшую успешную творческую карьеру лучшего портретиста своего времени. 

Серов имел склонность к кропотливой и неспешной манере работы, поэтому юной Вере подолгу приходилось неподвижно сидеть за столом. Сам мастер, зная об особенностях затяжного процесса создания собственных полотен, как мог извинялся перед моделью и прикладывал все усилия, чтобы побыстрее завершить свой выдающийся труд. Серов опасался, что во время написания портрета юной Веры, заставляя ее сидеть неподвижно, он тем самым утратит некую струю свежести, которую так настойчиво хотел вдохнуть в свою картину. Но мастеру в полной мере удалось передать ощущение того, что она буквально на секунду присела за большой стол, машинальным жестом схватила лежащий на нем персик, а в следующий миг она подобно бабочке упорхнет резвиться в пышный сад, лежащий сразу за окном.

Комната, в которой происходит действие, наполнена солнечными лучами, ласково ложащимися на предметы старинной мебели, на руки Веруши и на стол. Сидя за столом с едва уловимой улыбкой на лице, она смотрит на наблюдающего простым открытым взглядом. Вид из окна, изображенного на картине, открывается на террасу, примыкающую к Красной гостиной. В этой комнате, которую частично видно на полотне, постоянно собирались различные друзья и приятели семьи мецената Мамонтова, устраивали любительские театральные постановки, читали в ролях Тургенева, Гоголя, Пушкина, занимались музицированием и устраивали оживленные дебаты. С огромным профессионализмом мастеру удалось отобразить игру света и тени, однако наиболее существенным является то, что у него получилось посредством одного произведения поведать зрителю целую историю о чувствах и характере чистой и светлой девушки.

Многие предметы, изображенные на картине, обладают особым символизмом. К примеру, тарелка нарисована как дань тем пристрастиям, которыми был охвачен Савва Мамонтов, увлекавшийся прикладными и гончарными видами искусства. Кленовые листья, в свою очередь, изображены потому, что художник начал работу над полотном в разгар лета, а закончил только в сентябре. Помимо этого, кленовые осенние листья создают особый контраст в сравнении со спелыми персиками, напоминающий о быстротечности всего сущего и о том, что необходимо радоваться солнцу, как впрочем и всему вокруг происходящему.

Процесс написания полотна затянулся на несколько месяцев, в течение которых мастеру пришлось изрядно измучить дочь богатого мецената. Однако результат, как оказалось, превзошел все ожидания самого художника. Сложно было найти иную столь оригинальную модель, как девочка-подросток Вера Мамонтова, обладающая невыразимыми, чудесными и поистине русскими чертами лица. Недаром Васнецов, являвшийся почетным членом абрамцевского кружка, считал, что Валентину Александровичу удалось отыскать тот самый тип обаятельной русской красавицы, который не получалось найти у множества других авторов.

К величайшему сожалению дальнейшая судьба Веры Мамонтовой сложилась весьма трагическои. В 1903 году она стала женой Александра Самарина, который был министром по церковным делам и по совместительству предводителем московских дворян. Обряд венчания состоялся на том месте, где сейчас находится выход из станции «Арбатская» столичного метрополитена. Во время революции 1917 года церковь была разрушена, однако на сегодняшний день на том же самом постаменте возвышается небольшая часовня. Став матерью трех детей, она скончалась в возрасте 32 года от сильной пневмонии. Александр Самарин после смерти Веры не стал жениться повторно и построил неподалеку от их поместья храм Троицы Живоначальной, который впоследствии был разграблен и использовался в качестве склада. Позднее Александр вместе с дочерью Лизой был отправлен в ссылку и погиб в 1932 году.

Картина "Девочка с персиками" стала самой известной работой за всю творческую деятельность Серова, а сам мастер по праву считается одним из лучших портретистов своей эпохи. Сегодня картину можно увидеть, посетив Государственную Третьяковскую галерею.
 

Использованы материалы: 
www.valentin-serov.ru