Сергиев Посад, Радонеж, Хотьково, Ахтырка

Сергиев Посад по праву включен в Золотое кольцо России. История города и его окрестностей насчитывает семь веков богатых масштабными и значимыми событиями.
 

Судьба этого района тесно переплетена с именем Сергия Радонежского. Подвижник перенес идею общего монастырского служения из Киевской Руси севернее, в Московское княжество. В 1337 году Варфоломей, будущий Сергий, с братом поселились в глухих местах в трех часах пути к северо-востоку от Покровского Хотькова монастыря, где приняли постриг их родители. Вскоре появился деревянный храм Святой Троицы с хозяйственными службами.

Монастырь разрастался, пока в 1744 году не получил статус Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, высший в православной иерархии монастырей. А в 1782 году возникшие вокруг поселения по Указу Екатерины II были объединены в город, названный Сергиевским Посадом.

Открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Ярославлем (1862-1870) очень скоро поставило Сергиев Посад в число крупнейших городов Московской губернии, способствовало его дальнейшему развитию.

Сергиев Посад стал играть важную роль в общественно-политической жизни Московского государства и приобрел славу духовного центра Руси. Обитель Сергия Радонежского помнит Дмитрия Донского, монахов Пересвета и Ослябю, царя Ивана Грозного и Василия Темного. Лавра стала неприступной твердыней во времена польско-литовской интервенции, защитив Москву. А в селе Деулино, близ нынешнего Сергиева Посада, был заключен известный мирный договор. Стены лавры дали последний приют семье Годуновых и укрыли от бунта стрельцов юного Петра.

В Сергиевом Посаде (Загорске) в разное время жили и работали такие известные люди, как художники А.В. Лентулов, М.В. Нестеров, известный специалист по древнерусскому лицевому шитью Н.А. Маясова, писатель-натуралист М.М. Пришвин, философ и писатель В.В. Розанов, знаменитая актриса МХАТ А. К.Тарасова, художник В.П. Трофимов, архитектор, реставратор Троице-Сергиевой Лавры И.В. Трофимов, график и художник-оформитель В.А. Фаворский, учёный и религиозный философ П.А. Флоренский, философ Л.А. Тихомиров.

Самый большой музей города — Сергиево-Посадский музей-заповедник. Экспозиции в зданиях Конного двора, который был построен в 1791 году для содержания конюшенного хозяйства лавры, рассказывают об истории края и Троице-Сергиевой Лавре, народном русском искусстве и промыслах. В Главном корпусе музея расположен выставочный зал, в краеведческом корпусе - отдел истории и археологии. Коллекция Государственного историко-художественного музея-заповедника насчитывает более 120 тыс. произведений древнерусского, народного и современного декоративно-прикладного искусства. Широко известны изделия народных промыслов, развившихся на территории района: богородская и сергиевская игрушки, абрамцево-кудринская резьба, сергиево-посадская матрешка.  Сергиев Посад — столица российского кукольного «царства», которым занимаются уникальный Институт игрушки и Художественно-педагогический музей игрушки.

В трех километрах от Лавры расположен Черниговский скит (Пещерное отделение Гефсиманского скита) и Гефсиманский скит, от которого до наших дней дошла лишь ограда с башенками. В 1845 году в Исаковской роще, появились первые деревянные кельи монахов, а позже были обустроены и подземные кельи. В 1856—1857 годах строится надпещерная деревянная церковь, а также происходит расширение пещерной церкови. Однако наиболее активное строительство в скиту велось в последние десятилетия XIX века.

Неподалеку от Сергиева Посада расположен знаменитый источник «Гремячий ключ», представляющий собой каскад родников бьющих из склона горы. Его высота 25 метров. По преданию, источник появился по молитве Преподобного Сергия Радонежского во время путешествия из Троицы в Киржач. Источник часто называют водопадом Гремячий из-за сильных водяных потоков стекающих по склонам горы. На источнике возведены храм и часовня, устроены купальни и мостки. Это место считается святым, а вода из источника — целебной.


 

На 88-метровой колокольне Свято-Троицкой Сергиевой Лавры находится самый большой действующий колокол России. Его предшественник был отлит для Лавры по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году и весил около 65 тонн, его поднимали на звонницу силами более 300 человек. В 1930 году во время советской антирелигиозной кампании с лаврской звонницы сбросили около 20 колоколов, в том числе и Царь-колокол, который вернулся на колокольню только в 2004 году. Новый 72-тонный колокол отлили на Балтийском судостроительном заводе Санкт-Петербурга и доставили в Сергиев Посад на специальном автопоезде. Поднимали «Царя» при помощи специального строительного крана. Впервые голос нового «Царь-колокола» прозвучал в праздник Святой Троицы 30 мая 2004 года. Так был воссоздан набор всех больших благовестных колоколов Лавры, почти утраченный в 1930 году.
 

Радонеж – одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района.

Это и само село, и расположенное в стороне от домов древнее городище в излучине речки Пажи. Наиболее ранние археологические находки датируются VIII-IX веками, благодаря найденным украшениям, которые принадлежали народности меря. В X–XIII веках на Радонежском городище выросло славянское поселение. На это указывает сам древний топоним «Радонеж» – форма личного славянского имени Радонег. В XIV веке рядом с городищем стояло село Радонежское, упомянутое в 1336 году в духовной грамоте великого Московского князя Ивана Калиты. В это время в селе располагалась укрепленная усадьба княжеского наместника – административный центр Радонежской волости.

В начале 1330-х годов сюда переселилась семья ростовского боярина Кирилла. Здесь прошли последние годы мирской жизни боярского сына Варфоломея, в монашестве Сергия, ставшего Радонежским по названию села. В первой четверти XV века село превратилось в укрепленный городок Радонеж, центр небольшого удельного Радонежского княжества.

В 1422 году при Радонежском князе Андрее Владимировиче совершилось обретение мощей преподобного Сергия. Вскоре при участии князя в Троице-Сергиевом монастыре был построен белокаменный Троицкий собор – свидетельство тесной духовной связи Радонежа и обители преподобного Сергия.

В конце XV века городок Радонеж, присоединенный к землям великого Московского княжества, стал центром одноименного уезда, а затем и волости. В Смутное время Радонеж был разорен и возродился уже в виде села Городок. Свое древнее, исконное, имя ему удалось вернуть лишь в 1989 году.

Каменная церковь в честь Преображения Господня в Радонеже построена в 1836–1840 годах, предположительно по проекту архитектора А.Г. Григорьева. Благодаря гармоничной и выразительной объемно-пространственной композиции церковь вошла в ряд лучших образцов архитектуры стиля ампир. В 1854 году вокруг церкви была устроена ограда с угловыми башнями. На колокольне находилось 7 колоколов, самый большой из которых весил больше трех тонн.
 

Хотьково получило свое начало и название от Покровского монастыря на Хотькове, впервые упомянутом в 1308 году.

Покровский Хотьков монастырь стоит на узком и длинном мысу, образованном речкой Пажей и Комякинским оврагом. Место, которое он занимает, издревле называлось «Хотково» или «Хотков». Среди различных версий прохождения названия Хотькова монастыря наиболее правдоподобной представляется та, согласно которой в его основе лежит древнеславянское мужское имя «Хот» или «Хотьк».

Именно здесь Сергий Радонежский и брат его Стефан приняли монашеский постриг «у Покрова». Произошло это вскоре после основания обители в 1308 г., по преданию, родителями Сергия Радонежского - Кириллом и Марией. А сами они в 1335-1336 гг. постриглись в Хотькове монастыре и были здесь похоронены в 1337 г.

До 1504 г. монастырь объединял мужскую и женскую монашеские общины, затем стал женским. В 1506 г. великий князь Московский Василий III назначил обители небольшое содержание, а 1 августа 1544 г. четырнадцатилетний Иван IV, находясь на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре, передал Покровский монастырь на Хоткове ему в управление.

К концу столетия деревянные строения Покровского монастыря заняли всю южную и среднюю часть Хотьковского мыса. Над обнесенной оградой территорией господствовала вертикаль шатровой Покровской церкви, построенной после 1544 г. Рядом возвышалась теплая «клецкая» Никольская церковь. В 1609 г. монастырь сожгли поляки, но обитель возродили, – был заложен первый в истории Хотькова монастыря каменный храм, и в 1648 году работы по строительству были завершены. 

В 1791 году была построена церковь над северными вратами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, а в 1833 году – церковь над южными вратами во имя св. Митрофана Воронежского. В 1834 г. была возведена четырехъярусная колокольня с проездной аркой в нижнем и часами в верхнем ярусах.

В конце XIX веке вместо старой, ставшей тесной Никольской церкви был реализован проект собора по проекту архитектора Троице-Сергиевой Лавры  А. А. Латкова. Новый храм, рассчитанный на две тысячи молящихся, впечатлял своими размерами, нарядной внешней отделкой и богатым убранством. Византийскому стилю архитектуры Никольского собора соответствовал и его интерьер. 

В сентябре 1918 г. монастырь был ограблен, а в начале 1921 г. и вовсе закрыт. Возродился он в марте 1989 года, и в 2008 году отметил свой 700-летний юбилей.
 

Усадьба Ахтырская имеет стародавнюю историю.

Начинается она по одной версии в 1504 году, когда в межевой духовной грамоте была сделана запись о сельце Дудкино. В других источниках, известна с 1450 г. как пустошь Дудкино, владение Троице-Сергиева монастыря.

В 1694 г. усадьба принадлежала дворянскому роду Паниных, известному с XVI века. От них оно перешло к их родственникам дворянам Татищевым, род которых вел свое происхождение от Рюриковичей, по прямой линии от Владимира Мономаха. В 1734 г. имение Дудкино перешло во владение князей Трубецких, которые и нарекли усадьбу Ахтыркой. Они построили в селе деревянную церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери и приступили к возведению храма и дворца , окруженного прекрасным регулярным парком с аллеями желтых акаций. Проект был разработан архитектором А. С. Кутеповым.

Духовный расцвет Ахтырки пришелся на конец XIX столетия, когда ее владельцем стал действительный статский советник Николай Петрович Трубецкой, который обрел известность став одним из создателей Императорского Русского музыкального общества, предтечи Московской консерватории. Благодаря музыкальным пристрастиям хозяина вся Ахтырка была словно напоена музыкой. Здесь на домашних концертах блистал знаменитый Николай Рубинштейн, бывал в гостях у главы славного семейства сам Петр Ильич Чайковский.

«Это была величественная барская усадьба Empire, один из архитектурных chefs d’oeuvres начала XIX столетия. Усадьба эта и сейчас славится как одна из самых дивных подмосковных старинного типа. Как и все старинные усадьбы того времени, она больше была рассчитана на парад, чем на удобства жизни. Удобство, очевидно, приносилось тут в жертву красоте архитектурных линий. Парадные комнаты – зал, бильярдная, гостиная, кабинет были великолепны и просторны: но рядом с этим – жилых комнат было мало, и были они частью проходные, низенькие и весьма неудобные. Казалось, простора было много – большой дом, два флигеля, соединенные с большим домом длинными галереями, все это с колоннами Empire и с фамильными гербами на обоих фронтонах большого дома, две кухни, в виде отдельных корпусов Empire, которые симметрически фланкировали с двух сторон огромный двор перед парадным подъездом большого дома… Жизнь должна была подчиниться… стилю. Она и в самом деле ему подчинялась. Характерно, что стиль этот распространялся и на церковь, также с колоннами, также Empire и как бы сросшуюся в одно бытовое и архитектурное целое с барской усадьбой. Это была архитектура очень красивая, но более усадебная, чем религиозная». (Из воспоминаний князя Евгения Трубецкого).

Трое сыновей князя Николая Петровича Трубецкого стали известными общественными деятелями. Старший, Сергей – православный философ, публицист, профессор и первый выборный ректор Московского университета. Евгений – общественный деятель и религиозный мыслитель, увлекшийся идеей нравственного обновления мира. Григорий - дипломат, один из идейных создателей Белого движения. В эмиграции в Париже он основал Троице-Сергиево подворье и Свято-Сергиевский богословский институт.

После 1879 года имение переходило из рук в руки, пока в 1883 г. Ахтырку не приобрел Иван Михайлович Матвеев, мировой судья Москвы, большой знаток изобразительного искусства и музыки, цветовод-любитель. При нем был преобразован усадебный ансамбль. Между дворцом и церковью был разбит цветник с фонтаном и круглым бассейном посредине. В усадьбе провели водопровод, реконструировали парники и оранжереи, в которых выращивали абрикосы и персики. В 1915-16 гг. киностудия Ханжонкова снимала здесь фильмы "Лунная красавица", "Сын мой, где ты?" и "Дети века" с участием Веры Холодной.

В 1924 г. произошла страшная трагедия — сгорел дворец. Огонь испепелил все – портреты предков, убранство парадных залов и уютных гостиных, живописные шедевры и милые сердцу безделушки. Постепенно развалилась плотина и исчез водоем, был вырублен парк, сломаны оранжереи и парники. В 1937 г. закрыли Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, и в 60-х-70-х годах лишь ее руины с растущими на крыше деревьями напоминали о былой красоте. К счастью, в 1991 году храм был восстановлен.
 

Использованы материалы:
www.sergiev.ru
www.сергиев-посад.рф